В 1916 году в Нью-Йорке появилась резолюция, устанавливающая правила зонирования в США. Поводом для неё послужило возведение небоскрёба Эквитбл Билдинг (первое фото), который лишил солнечного света существенную территорию к северу от него. Поэтому, чтобы подобных эксцессов больше не происходило и город не погрузился во мрак была принята эта резолюция. В итоге она оказала колоссальное влияние на американскую застройку, а позже и на высотную застройку по всему миру. Именно она привела к появлению на небоскрёбах отступов, делающими их похожими на древние зиккураты. Все многоступенчатые здания в стиле ар-деко 20-х и 30-х - результат именно "Zoning resolution".
Американский архитектор Хью Феррис был главным популяризатором такого многоступенчатого проектирования. Более того, именно под его влиянием рисовались Либрия из фильма "Эквилибриум" (последнее фото), Готэм Сити и декорации к фильму "Небесный капитан и мир будущего". В 1929 году он издал книгу с рисунками "The Metropolis of Tomorrow" (как видим из названия, у него тоже был свой источник вдохновения), в которой изображался Нью-Йорк будущего.
Больше всего мне нравится сопоставлять его эскизы с неосуществлёнными тоталитарными проектами советских архитекторов. Например, на третьей и четвёртой фотографиях проект керченского моста 1949 года и эскиз моста у Ферриса. А на шестой и седьмой проект здания Наркомтяжпрома Бориса Иофана 1936 года и очередной эскиз американского новатора.
Больше эскизов Хью Ферриса по ссылке: http://www.graphicine.com/the-metropolis-of-tomorrow-hugh-ferriss/